Известный чешский производитель легковых и коммерческих автомобилей - ŠKODA Auto a.s. является частью автоконцерна Фольксваген.
История Шкоды прослеживается с конца позапрошлого века и связана с хронологией двух компаний – это пара фабрик по производству машин и стали на территории чешского города Пльзена, а также некрупная машиностроительная фирма Laurin&Klement Co (ЛК).
Изначально фабрика в Пльзене выпускала различные металлоконструкции, а также оснащение для пивоварен и сахарных мельниц, пока в 1869 году хозяином предприятия не стал неутомимый бизнесмен по имени Эмиль Шкода. После этого дела предприятия резко пошли в гору, фабрика расширилась; занималась она экспортом сахарных мельниц, а также ковкой и литьем судов – гражданских и военных.
Накануне Первой мировой войны именно Шкода была главным поставщиком вооружения в Австро-Венгрии и к моменту военных действий полностью сосредоточилась на производстве армейской продукции. Были созданы филиалы Шкоды за границей, а в стенах родного чешского завода в Пльзене было занято 35 тысяч рабочих.
С наступлением мирного времени производство не остановилось. Теперь Шкода производила паровозы и самолеты, станки и турбины, различное электрооборудование и, конечно, автомобили. Столь широкий размах деятельности и особенно производство машин стали осуществимыми за счет слияния с фирмой Laurin&Klement Co.
Эта компания - Laurin&Klement Co – работала с 1895 года и принадлежала паре предпринимателей – инженеру Вацлаву Лаурину и его тезке, Вацлаву Клементу, книжному торговцу. Именно Вацлав Клемент, настоящий фанат велосипедного спорта, решил приступить к созданию велосипедов собственной конструкции после того, как его двухколесный «конь» сломался, а добиться ответа за негодное качество от производителя не удалось даже после ряда гневных обращений. Его напарником стал механик Вацлав Лаурин, вместе с которым он и открыл новую компанию, наладив выпуск велосипедов собственного дизайна под маркой «Славия».
Чтобы не отставать от современных им тенденций, партнеры решили снабжать модели своих велосипедов компактными двигателями – так с 1899 года в Праге были выпущены первые мотоциклы компании, которые продавались не столько у себя на родине, сколько за границей.
А через шесть лет Laurin&Klement совершили новый скачок в развитии, занявшись производством машин. Первая модель под названием Voiturette заводилась посредством V-образного силового агрегата в семь лошадиных сил, объемом 1005 кубических сантиметров и функцией водяного охлаждения. Эта модель даже победила в гонках на чешской трассе Семмеринг. Первые двигатели на ней были всего двухцилиндровыми, но в течение 1906-1907 годов комплектация авто изменилась на четырех- и восьмицилиндровые моторы.
В этот же период Laurin&Klement из частной компании на уровне семейного бизнеса «перековалась» в акционерное общество.
С 1915 по 1920 годы фирма выпускала автомобиль премиального класса Model M с четырехцилиндровым двигателем, фарами и электрическим стартером, что было техническим прорывом для того времени. В период Первой мировой данную модель сделали грузоподъемной (выдерживала до трех тонн) и оснащали шестилитровым мотором.
Легковушки, грузовики и автобусы, сделанные на заводе L & K, хорошо покупали за границей, в том числе в Японии и в России. К тому же после Первой мировой в арсенале предприятия были уже и моторы для самолетов, и моторизированная сельскохозяйственная техника, в том числе плуги Excelsior, экспортируемые в Россию.
В 1920-х годах дела у компании шли не очень успешно, во-первых, упал спрос на машину в силу экономического кризиса и обеднения населения, во-вторых, на заводе случился большой пожар. Чтобы не разориться окончательно, Laurin&Klement нашли для себя надежного партнера, такого, как хорошо известный концерн Шкода, уже имеющий успешный опыт в области автомобилестроения. Отныне, с 1925 года фирма вошла в его состав и все новые машины стали называться именно ŠKODA.
После слияния с концерном продолжался выпуск и ранее разработанных моделей, например, ставшая классической модель L & K 100 1921 года с четырехцилиндровым мотором объемом 1771 кубический сантиметр.
В 1929 году была представлена дебютная ŠKODA 860, оснащенная мотором на восемь цилиндров мощностью в 60 лошадиных сил. Этот кабриолет или лимузин, в зависимости от версии, достигал скорости в сто километров в час. Но спроса новинка не получила из-за высокой стоимости, в течение трех лет удалось реализовать всего 49 таких маши.
К 1930 году филиал Шкода, сконцентрированный на производстве легковушек, обрел самостоятельность, отделившись от концерна.
Одним из культовых автомобилей 1930-х годов стала компактная модель Шкода 420 Popular, достигающая 80 километров в час. Выпущенный в кузове кабриолет (на четыре места) или родстер, автомобиль часто применялся как карета скорой помощи или коммерческий фургон.
С 1938 года Чешская республика находилась под властью гитлеровцев, заинтересованных в военной технике. Поэтому с конвейера завода ŠKODA в эти годы сходила по большей части милитаризованная продукция – внедорожники, тягачи на гусеницах, особым образом разработанный гибрид трактора и грузовой машины на гигантских колесах под названием Raupenschlepper Ost.
С началом мирного времени Чехия стала «красной», а Шкода стала национализированным предприятием с правом монополии на выпуск легковых машин. На исходе войны немцы бомбили чешский завод с воздуха, но он быстро восстановился, так что уже в 1947 году там было выпущено более пяти тысяч машин модели Popular.
Символом «второй жизни» бренда стала четырехдверная модель Шкода 1200 1952 года выпуска с двигателем мощностью 36 лошадиных сил и двигателем объемом 1221 кубический сантиметр. Этот автомобиль был весьма популярен в версии с кузовом фургон, часто использовался для перевозки пассажиров. В советском Союзе именно на таких машинах в кузове универсал ездили врачи скорой помощи до 1965 года, а за рулями тягачей марки Шкода часто можно было увидеть наших дальнобойщиков. В этот период экспорт Шкоды ограничивался только странами социалистического лагеря.
В 1954 году появился автомобиль Шкода Спартак с кузовом из алюминия и новой вентиляционной системой, в серийном производстве названный ŠKODA 440. Он оснащался силовым агрегатом мощностью в 40 лошадиных сил. А спортивная версия Спартака конца 1950-х годов получила мотор в 50 лошадиных сил и заодно складной верх.
С 1959 года был пересмотрен модельный ряд и машины получили новые имена. Так, ŠKODA 440 стала Октавией, 445 – Октавией Супер, 450 стала зваться Felicia. Появились также и другие модели, вариации предшественников.
Но в 1964 году была выпущена совершенно новая Шкода 1000 MB с мотором в четыре цилиндра и объемом 988 кубических сантиметров, мощностью 45 лошадиных сил.
Спортивная модель с кузовом купе 110 R стартовала в 1970 году, объем двигателя составлял 1.1 литра, а мощность – 62 лошадиных силы. Шкода 120 1962 года имела новый кузов, а также обновленный салон и внешний вид приборной доски, радиаторная решетка тоже смотрелась совершенно иначе.
В 1980-х годах модели Шкоды обзавелись колесами в 13 дюймов и бамперами и особого пластика. Шкода 130, появившаяся в 1984 году, имела пятиступенчатую коробку передач и обладала удивительной маневренностью.
1990 год был отмечен появлением модели ŠKODA Favorit, к созданию которой приложил руку знаменитый Bertone.
А уже через год Шкода стала частью немецкого автомобильного производителя Фольксваген. Первой моделью, созданной под эгидой знаменитого автоконцерна, была Felicia с новыми силовыми агрегатами, в кузове пикап и универсал. Продолжалась также работа над следующими поколениями Шкоды Октавия.
В 1999 году Felicia была заменена Шкодой Фабиа, которая имела настоящий успех, в том числе и потому, что базировалась на разработках Фольксвагена, но при этом имела стоимость ниже, чем тевтонские аналоги. С 2001 года стали появляться различные версии Фабии – более простая и Fabia Praktik – грузопассажирская.
Роскошный лимузин Шкода Суперб, сделанный на базе Фольксваген Пассат, пополнил модельный ряд в 2001 году. Эту модель неоднократно модернизировали, а его третье поколение было обнародовано в 2015 году.
История одной из самых популярных моделей марки Шкода – Yeti – началась в 2009 году. Этот компактный кроссовер, созданный на базе Volkswagen A5, занял четвертое место в соревновании за титул «Европейский автомобиль года» в 2010 году. А в 2011 году с конвейера сошел стотысячный экземпляр Шкоды Йети. Эта модель оснащена рядом инновационных решений, например, противотуманным светом фар, опцией трансформации кресел заднего ряда Vario Flex и так далее.
В 2014 году внимание общественности привлек концепт-кар Шкода VisionC с принципиально новым внешним видом, созданный на разработанной Фольксвагеном базе MQB с мотором, который функционирует либо от бензина, либо от природного газа.
В нашей стране машины марки ŠKODA производятся в Калуге и на территории Нижнего Новгорода. Для сборки авто моделей Октавиа и Йети применяются мощности «Группы ГАЗ». С 2012 года происходит уже не крупноузловая сборка Шкоды, а с полным циклом производства, предполагающим сварку и покраску кузова, и другие работы.
В нашей стране автомобили марки Шкода выпускаются суммарным объемом 350 тысяч экземпляров. Также у нас открывается фабрика по производству 1.6-литровых моторов. Ещё планируется применять в автомобилях Шкода сидения, бамперы , шины и стекла российского производства.
Компания Фольксваген, а вместе с ней и Шкода, уделяют немало внимания развивающимся рынкам. Только в 2014 году прибыль компании равнялась 817 миллионам евро, а реализация марки достигла 1 037 200 экземпляров.
Обещанные Тойотой гибридные модели, потихоньку добираются до СНГ. Их пока сотни, но линейка расширяется, а технологии дешевеют. Возможно гибриды таки смогут продлить агонию ДВС
В этом ролике описывается процедура замены сайлент-блоков задней балки Рено Меган 2 .А также, замена передних амортизаторов , опорных подшипников . Всем приятного просмотра!