Сегодня всем знакомо название немецкой марки легковых и коммерческих машин, грузовиков и микроавтобусов Volkswagen. Их создатель – концерн с таким же названием, штаб-квартира которого расположена в Вольфсбурге. Производит Фольксваген и автомобильные комплектующие.
В 1930-х годах позволить себе приобрести машину мог далеко не каждый немец, доходов могло хватить в лучшем случае на мотоцикл. Возникла потребность в создании «народного» автомобиля, который бы стал альтернативой роскошным моделям. Первыми массовыми моделями стали Mercedes 170H, Hanomag 1.3 и прочие.
Дизайнер спортивных авто и мощных машин немало лет посвятил разработке компактного транспорта, которое было бы по карману большинству немцев и использовалось бы в качестве семейного авто. Причем это должна быть не просто «урезанная» версия большого автомобиля, а нечто новое, собранное с нуля.
Первая такая машина, соответствующая задумке Порше, была выпущена в 1931 году под названием Volksauto (то есть «народный автомобиль»). Она была основана частично на уникальных авторских наработках, частично позаимствовала идеи у других производителей. Округлый кузов, вызывающий ассоциации с жуком, оптимизировал аэродинамику. Модель имела также торсионную подвеску и силовой агрегат с воздушным охлаждением.
В 1933 году по указанию Адольфа Гитлера началась работа над бюджетной моделью авто, рассчитанной на перевозку пятерых человек (родители и трое детей) и способной набирать скорость до ста километров в час. Фюрер пожелал, чтобы машины в Третьем рейхе были столь же доступны, как в Америке и стоили не более 990 марок, что было эквивалентно 396 долларам.
Но скоро стало ясно, что частные заводы не в состоянии производить автотранспорт по столь низкой для того времени рыночной цене. Тогда Гитлер заложил строительство нового, государственного учреждения, призванного заниматься сборкой машин по наработкам Фердинанда Порше, но с рядом технических ограничений.
Так в 1936-ом появились модели KDF-Wagen, характеристики которого были схожи с Volksauto 1931 года. Что касается приставки Volks-, то она использовалась для обозначения любой недорогой, массовой продукции. Первые сотни KDF-Wagen собирались на заводах Daimler-Benz.
Весной 1937 года начала свою работу компания под названием Volkswagenwerk GmbH. А через год стартовало строительство завода на территории Вольсфбурга. До 1939 года, пока не начались военные действия, завод почти не функционировал, из его стен вышло всего несколько машин. С началом войны завод встал на милитаризованные рельсы, занимаясь производством военного автотранспорта. Например, пулезащитный Кюбельваген («автомобиль-плошка»), развивающий скорость до 80 километров в час, имеющий клиренс 29 сантиметров и 16-дюймовые шины., а также стабильный двигатель с воздушным охлаждением.
На заводах нацистской Германии, как известно, применялся рабский труд пленных. Завод Фольксваген не являлся исключением, по признанию руководства Volkswagen, сделанному в 1990-е годы, в стенах завода был использован труд 15000 бесправных рабочих. Учитывая это, компания на добровольных началах основала реституционный фонд – попытку возмещения материального ущерба пострадавшим.
После войны здание завода сильно пострадало от бомбардировок, к тому же британцы оккупировали землю Вольфсбурга и собирались аннулировать предприятие, как работавшее на нацистскую военную машину и применявшее рабский труд. Однако правительство Британии внезапно заинтересовалось гражданскими машинами, которые выпускались на этом заводе. В результате Фольксваген получил заказ на 20 тысяч машин, и скоро началась работа по сборке.
Несмотря на плачевное состояние завода, с его конвейера сходила тысяча машин в месяц, что было очень хорошим достижением. Но будущее предприятия долгое время оставалось в тумане.
Впрочем, уже к 1948 году Фольксваген можно назвать символом стабилизации Германии. Важной моделью стал коммерческий Фольксваген Type 2, оснащенный мотором на 1100 кубов, он располагался в задней части. В 1965 году была получена модификация данной модели, способна перевозить грузы до тысячи килограмм (против предыдущего показателя в 750 килограмм) и мотором объемом 1.5 литра.
С 1949 года Фольксваген выходит на американский рынок, правда, поначалу продаж почти не было. В то время никто не предполагал, что в итоге этот бренд станет самой востребованной иномаркой на территории Соединенных штатов.
В начале 1950-х снова появился спрос на машины престижного уровня. Так появился спортивный Volkswagen Karmann Ghia, имеющий кузов купе. Эта модель стала результатом сотрудничества Фольксваген с компанией Karmann и итальянской фирмой Ghia. Теперь панели кузова не фиксировались болтами, а были приварены вручную стык в стык. Первая версия была презентована в 1953 году в Париже и снискала теплые отзывы присутствующих. А уж когда началось серийное производство, спрос на данную модель побил все предыдущие показатели – только в течение первого года было реализовано десять тысяч экземпляров практичного Volkswagen Karmann Ghia с мотором мощностью 60 лошадиных сил и объемом 1.5 литра.
С 1960-го Фольксваген предлагает публике новый тип автомобилей с кузовом монокок, мощными силовыми установками и электронной системой впрыска топлива.
Затем произошёл судьбоносный момент в истории Volkswagen, который приобрел две фирмы Auto Union и NSU Motorenwerke AG, «собрав» их в единый филиал, начавший выпуск премиальных машин под маркой Ауди. Это было правильным и выгодным решением для Фольксваген, который обновил запас своих технологических возможностей, улучшив слегка морально устаревшие моторы с воздушным охлаждением.
В начале 1970-х успех хорошо продаваемой модели Volkswagen Beetle резко пошел на спад – продажи заметно снизились. Нужно было найти ей замену и как можно скорее. Так постепенно (на основе технологий, почерпнутых у Ауди и Auto Union) стали появляться разработки знаменитых сегодня моделей Фольксваген Пассат, Гольф, Поло.
Сначала был создан и обнародован Фольксваген Пассат (1973 года) в кузове седан, с четырехцилиндровым силовым агрегатом объемом 1,3 либо 1,5 литра и мощностью 55 и 75 лошадиных сил соответственно.
В 1974 году появился Scirocco, платформа которого была использована также на будущих Фольксваген Гольф и Karmann, а внешний вид придумал итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро. Также им был разработан культовый Фольксваген Гольф 1974 года с силовым агрегатом, имеющим водяное охлаждение и расположенным спереди. Фольксваген Гольф – безусловная удача корпорации, один из самых востребованных автомобилей в мире. Всего было создано более 20 миллионов экземпляров Фольксваген Гольф, который выпускается по настоящее время в седьмом поколении.
1975 год ознаменовался выходом Фольксваген Поло, на основе этой модели был сконструирован также Derby два года спустя. Слздание таких моделей, как Гольф, Поло, Пассат и Сирокко стали залогом будущего стабильного успеха компании на много лет вперед и являются «визитной карточкой» корпорации.
1980-е годы были не самыми успешными для Фольксваген, поскольку на японском и американском рынках появились четырехколесные конкуренты, стоимость которых была на порядок ниже. Тогда Фольксваген обратился к развивающимся рынкам и согласно новому направлению своей деятельности, постепенно выкупает акции испанской автомобильной фирмы Сеат, пока к 1990-му году не приобретает Seat целиком.
В 1991 году было успешно запущено третье поколение легендарного Volkswagen Golf. А затем на платформе Гольф началась работа над серийной моделью New Beetle.
В 1993 году в нашей стране было открыто официальное представительство Фольксваген. А через десять лет, в 2003 году единая компания-импортер «Фольксваген Груп Рус» начала правомерные поставки машин в Россию.
В 2007-ом начал свою работу завод Фольксваген на территории Калуги, а затем данное предприятие взяло на себя сборку моделей Фольксваген Тигуан и Шкода Октавиа, Фольксваген Поло Седан и Шкода Фабиа. С 2011 года машины марки Фольксваген делают в стенах завода в Нижнем Новгороде на мощностях Группы «ГАЗ».
Фольксваген не может пожаловаться на низкий спрос своих машин в России. Уже в 2012 году был официально продан миллион экземпляр, а с конвейера калужского завода сошел пятисоттысячный автомобиль.
В 1999 году рекорд по экономичности расхода топлива побил VW Lupo, способный преодолеть сто километров всего на трёх литрах дизельного топлива. Фольксваген немало сил уделяет поиску наиболее эффективных методов расхода горючего и часто получает важные премии за свои изобретения.
В том же 1999 году появилась популярная модель Фольксваген Бора или Джетта, сконструированный на платформе Гольф.
В 2002-ом был представлен проект Volkswagen XL1, эта модель должна была стать сверхэкономичной, легкой, с отличными показателями аэродинамики. Зеркала заднего вида в ней заменены камерами, близкое расположение задних колес направлено на увеличение обтекаемости. Специально для этой модели были с нуля спроектированы и воплощены в жизнь новые элементы – алюминиевые тормоза, керамические подшипники, силовой агрегат и т.д. Правда, серийная версия появилась лишь в 2013 году.
На сегодняшний день Фольксваген – создатель большой международной корпорации Volkswagen Group, ему принадлежат такие бренды, как Ауди, Сеат, Бентли, Бугатти, Шкода, Ламборджини. В числе других европейских автомобильных производителей Фольксваген по праву считается самым значительным. Его заводы расположены по всему миру – в Германии и Америке, Индии и Китае, Мексике и Бразилии, Польше и России, а также на территории других стран.