Системой климатического контроля оснащается весь современный автотранспорт. Это устройство, созданное для придания комфорта в салоне машины, бесперебойно работает как знойным летом, так и в морозное время года. При этом автолюбитель уже не должен тратить своё внимание на ручную регулировку температуры в салоне, достаточно запрограммировать систему климатического контроля и далее устройство будет работать автоматически. Нужно лишь подобрать оптимальные для себя показатели температуры. Водитель хорошо ощутит, как работает климат-контроль зимой, если задаст нужные параметры и совершит поездку на своём автомобиле. Можно не сомневаться, что условия в салоне будут максимально комфортными даже при сильном морозе на улице.
Как действует система климат-контроля?
Климатическая установка в современной машине является сложным устройством. Она состоит из нескольких ведущих элементов:
— слишком высокую температуру и избыточную влажность в салоне устраняет воздушный кондиционер;
— автомобильная печка берёт тепло от охлаждающей жидкости, которую успел прогреть мотор;
— циркуляцию воздуха по салону машины обеспечивает вентилятор;
— специальные заборники и воздуховоды управляют воздушными струями так, чтобы они поступали в нужное место в салоне;
— воздухозаборники оснащены шторками, которые двигаются за счет электроприводов;
— если салон авто достаточно прогрет или просто не требуется тепло, то теплообменник заграждается электрическими клапанами печки;
— термические сенсоры снимают показания температуры воздуха в различных точках салона;
— в новых машинах система климат-контроля имеет также и датчик влажности;
— «мозг» системы, программный контроллер принимает сведения сенсоров и на основе их анализа включает исполнительные устройства.
По какому принципу функционирует система климат-контроля автомашины в холодный сезон?
— сначала пользователь задаёт температуру, которую необходимо поддерживать в салоне автомобиля, допустим, 22 градуса тепла. Эта установка переключается в автоматический режим;
— контроллер получает сведения от сенсоров температуры в салоне и сравнивает их с заданными параметрами;
— если внутри машины водителю теплее, чем нужно, то заработает кондиционер (впрочем, зимой такое вряд ли произойдет);
— если же в машине прохладнее, чем требуется, то радиатор открывает электрические клапаны и в печку поступает антифриз, используемый системой охлаждения мотора;
— контроллер задаёт также скорость вращения вентилятора в зависимости от того, какая имеется разница между имеющейся температурой и требуемой, при этом учитывается уровень прогревания теплоносителя в радиаторе;
— Когда задача выполнена – достигнута запрограммированная температура воздуха в салоне, темп обдува снижается, и система устройства переходит в режим поддержания нужных параметров.
Особенности использования в холодный сезон.
Выше мы привели обобщенную схему функционирования климатической системы в автомобиле. На самом деле работа климат-контроля зависит ещё и от конкретного производителя, варьируется также и ПО контроллера. Так, современные версии электронной климатической системы позволяют пользователю самому программировать некоторые установочные функции.
Ручное управление климат-контролем может понадобиться именно зимой, когда на улице отрицательная температура воздуха. Например, в том случае, если стекла автомобиля покрылись изморозью после длительного пребывания на стоянке под открытым небом. Сначала необходимо оперативно убрать лёд в той области, где находится обзор. Здесь требуется автоматический прогрев стекол, выполненный заранее, но не все системы климат-контроля оснащены такой функцией или же заданного времени для обогрева не хватило. В данной ситуации мы отменяем автоматический режим и включаем обдув стекол ручным образом, самостоятельно выбирая скорость работы вентилятора. И уже после того, как обледенение на стеклах убрано, следует снова перейти в автоматический режим работы системы.
Не все водители помнят о хорошей зимней обуви, надеясь на то, что в салоне машины им не будет холодно. Однако бывает и так, что четырехколесный помощник занесён снегом и автолюбителю нужно освобождать его. В результате он вынужден некоторое время провести на холоде и к тому моменту, когда садится за руль, обнаруживает у себя мокрые ноги. В этом случае самое разумное действие – вмешаться в работу климат-контроля и направить струю теплого воздуха себе на ноги.
Пробки на зимних дорогах, вызванные пургой и гололедицей, могут отнимать много времени. Режим «Рециркуляция», предусмотренный климатической системой, помогает избежать попадания внутрь салона выхлопных газов, производимых другими машинами, скопившимися поблизости. Как правило, этот режим включается вручную, если только у вас не самая «продвинутая» климатическая система на сегодняшний день, имеющая автоматический сенсор параметров СО.
Как уменьшить уровень влажности воздуха в салоне?
Не секрет, что кондиционер в процессе охлаждения воздуха, одновременно делает его значительно более сухим. С этой задачей в зимних условиях способен справиться климат-контроль машины. Как это делается?
Контроллер принимает сведения от специального датчика-измерителя влажности. Если в снаружи холодно, то подсушивать воздух нет надобности, пары влаги берет на себя радиатор. Но если начинается оттепель, идет мокрый снег, а температура на улице приближается к нулю, стекла машины сильно запотевают. Чтобы устранить эту проблему, климатическая система машины срабатывает в следующем алгоритме:
— сенсор влажности передаст контроллеру сведения об избытке влаги;
— контроллер передаст сигнал печке и кондиционеру так, чтобы они заработали одновременно;
— на ячейках теплообменника появится конденсат либо иней – результат прохождения влажного воздуха через испаритель кондиционера;
— миновав испаритель, воздух снова подсушивается, направляясь на радиатор обогревателя.
В результате применения системы климат-контроля стекла автомобиля не запотевают зимой, а в салоне автоматически поддерживаются наиболее комфортные условия для вождения.
Салонный фильтр.
Прежде, чем начать применять климат-контроль в машине зимой, необходимо ознакомиться с руководством по использованию вашей модели автомобиля. Там должны быть точные указания по замене салонного фильтра для очистки воздуха.
Фильтр выполняет важную функцию в работе климатической системы. Если фильтр загрязнён, стал серым от пыли, то осушение воздуха, как и его прогрев, утратят свою эффективность – стекла машины так или иначе запотеют, а нужные температурные условия в салоне установятся далеко не сразу, медленнее, чем это положено.
Фильтрующие элементы бывают трёх типов:
— наиболее экономичные и простые – бумажные;
— более эффективные – угольные;
— антибактериальные фильтры – препятствуют размножению вредоносных бактерий в воздуховодах климат-контроля.
Менять салонный фильтр требуется не реже, чем дважды в год, а иногда и чаще, например, если вы много путешествуете по грунтовым, не асфальтированным дорогам.
|