Большинство современных автомобилей оснащены системой впрыска, основной составляющей которой являются форсунки. Система впрыска имеет ряд преимуществ по сравнению с карбюраторной системой смесеобразования, главным из них является точное дозирование топлива, что приводит к значительной экономии и меньшей токсичности выхлопа. Чтобы система работала эффективно, необходимо следить за состоянием форсунки. Форсунка – представляет собой электромагнитный управляемый клапан, основной функцией которого является дозированная подача топлива в цилиндры. Форсунки различают двух видов – для одноточечного (центрального) и многоточечного (распределенного) впрыска. Управляет системой впрыска и работой форсунок электронный блок управления.
Принцип работы
К инжектору топливо поступает под давлением, которое зависит от работы двигателя. Под действием электрических импульсов, которые поступают от блока управления на электромагнит форсунки, приводится в действие игольчатый клапан, закрывающий и открывающий канал форсунки. В зависимости от длительности импульса, поступающего от блока управления, зависит количество распыляемого топлива. В процессе смесеобразования ключевую роль играют направление и форма распыляемого топлива, что зависит от расположения и количества распылительных отверстий.
Маркировка, классификация и расположение форсунок
Инжектор центрального впрыска устанавливается перед дроссельной заслонкой, впрыскивая топливо в общий трубопровод, и имеет низкое сопротивление обмотки электромагнита (до 5ОМ), может устанавливаться один или два (на Хонде).
Форсунка (инжектор) многоточечного впрыска – впрыскивают топливо не в общий трубопровод, а во впускной каждого цилиндра. Располагаются около корпуса головки блока цилиндров и имеют высокое сопротивление обмотки электромагнита – 12-16Ом. На ряде современных моделей автомобилей подача топлива осуществляется путем непосредственного впрыска в камеру сгорания, а инжекторы таких моторов имеют рабочее напряжение электромагнита до 100В. Маркировка форсунок может быть разной – на них могут отображаться название или торговая марка, номер в каталоге или серийный номер.
Причины и признаки поломки форсунок
Форсунки оказывают большое влияние на работу двигателя, если они неисправны, двигатель начинает терять мощность, при увеличении нагрузки на двигатель или при его работе на малых оборотах чувствуются провалы и рывки, повышается токсичность выхлопа. Распространенной причиной неисправности является загрязнение форсунок закоксованными смолами, которые содержаться в топливе, особенно в низкокачественном. Такие затвердения перекрывают распылительные отверстия форсунок и нарушают герметичность игольчатого клапана. При общем загрязнении деталей топливной системы, частички шлама засоряют фильтр и каналы инжектора, поэтому, чтобы восстановить нормальную работу форсунок, их необходимо промыть.
Промывка инжекторов
Осуществляется несколькими способами:
- с помощью специальных добавок к топливу – самый простой способ, позволяющий промыть не только форсунки, но и всю систему, а добавляются препараты в топливо через каждые 2-3тыс. км (не подходит для застарелых загрязнений);
- с помощью специальной установки, без проведения демонтажа – отключается топливный насос и обратка (магистраль слива топлива в бак, а к топливопроводу системы впрыска подключается резервуар с сольвентом – 15мин. Двигатель работает вхолостую, потом еще на 15мин он останавливается, чтобы отошли застойные загрязнения и еще 15мин двигатель работает с постепенным увеличением оборотов до максимума, потом подключается топливный насос и обратка, и двигатель полчаса работает на бензине (проводится каждые 15-20тыс.км);
- промывка с демонтажем на ультразвуковом стенде – применяется в крайнем случае.
Чтобы предотвратить загрязнения и обеспечить нормальную работу двигателя, не заправляйтесь на сомнительных АЗС и регулярно меняйте топливный фильтр.